Чудодейственный "Бальзам" |
адаптогены растительного происхождения | адаптогены животного происхождения | Гостевая книга | Золотой Олень |
|
"Пей, пей от сердца полноты, Покуда чувства оживятся".
Эти слова, вложенные Гете в уста Мефистофеля, обращены к Фаусту, готовящемуся выпить живительный эликсир, возвращающий молодость. Горькие настойки, ликеры и вермуты - все эти напитки по своему происхождению и составу вполне могли претендовать на роль воспетого в бессмертной поэме чудодейственного целительного напитка. Однако лишь их ближайший родственник - бальзам - не только сохранил в названии "лечебный" корень ("бальзамон" в переводе с греческого означает "лечебное средство, лекарство"), но и не совсем утратил свое первоначальное значение. То есть не стал просто аперитивом, дижестивом, словом, полноправным участником застолья, ценимым более всего за вкус и аромат, а напротив, утвердился на стеклянных полках современных аптек. Вот почему толстый и весьма толковый справочник крепкоалкогольных напитков поясняет нам, что именно этот напиток был воспет самим Гете в его бессмертной поэме "Фауст": немецкий гений подразумевал под "эликсиром молодости" не что иное, как бальзам. Бальзам - это крепкая спиртовая настойка на основе лечебных и пряноароматических растений с добавлением соков, морсов и других натуральных ингредиентов. Имеет характерный пряный вкус, темно коричневый цвет, сложный аромат, крепость 40-45% об. Вообще-то у слова бальзам несколько значений. Так еще называют густую ароматическую смолу, истекающую из некоторых деревьев: есть бальзам канадский, копайский, меккский, перуанский и др. Многие из этих веществ незаменимы в медицине. А вот перуанский - это как раз главная составная часть подавляющего большинства современных бальзамов в значении алкогольного напитка. Перуанский бальзам (или перуанское масло) вырабатывается из дерева "микросилон перейра". Он образуется как патологический продукт из-за повреждения дерева. Масло получают следующим способом: деревянным молотком отбивают кору дерева, обвязывая поврежденные места тканью. Через неделю ткань снимают и кипятят в воде. При этом впитавшееся масло вываривается и собирается на дне сосуда. Масло представляет собой сложную смесь органических безазотистых веществ, преимущественно смол и эфирных масел, содержит коричную и бензойную кислоты, обладает специфическим ароматом, пряным, горьким и острым вкусом. Вот уж действительно, прав гетевский Мефистофель: "Готовить вытяжку из трав - труд непомерного терпенья". А ведь кроме перуанского масла в состав современных бальзамов входит до сорока целебных растений. Вот лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в рецептуре бальзамов. Зеленый анис - усиливает секрецию и моторику кишечника и дыхательной системы. Бадьян (плод бадьяна, кстати, называется звездчатый анис) - оказывает спазмолитическое действие, улучшает работу желудка. Горечавка - облегчает пищеварение и снижает температуру. Дягиль - поднимает общий тонус, оказывает спазмолитическое действие. Калган - вяжущее, противосполительное средство. Кардамон, териак - оказывает антимикробное, ранозаживляющее, гипотензивное, мягкое седативное действие. Кора дуба - вяжущее средство. Корица - повышает аппетит, способствует выделению пищеварительных соков. Куркума - стимулирует образование желчи и ее отток. Лавр - понижает уровень сахара в крови. Розмарин - эффективно подавляет вирус герпеса, оказывает общеукрепляющее, спазмолитическое действие. Тысячелистник - обладает бактерицидными свойствами и улучшает свертываемость крови. Можжевельник - полезен при болезнях мочевыводящих путей и печени, хороший диуретик. Мята перечная - оказывает успокаивающее и местное болеутоляющее действие. Полынь - улучшает аппетит и пищеварение. Шафран оказывает седативное и общеукрепляющее действие. "Хоть черт учил варить отвар, Но сам сварить его бессилен" Очевидно, поэтому изготовлением бальзамов в старину занимались исключительно аптекари, осведомленные о целительных свойствах трав. Имена некоторых из них известны. К примеру, в середине XVIII века рижский аптекарь Абрахам Кунце на основании старинного рецепта водочного настоя целебных трав, относящегося к XVII веку, изготовил "чудо-бальзам", который под названием "Бальзам Кунце" был предложен в 1789 году в качестве лекарства русской императрице Екатерине II. Оценив по достоинству целебные свойства бальзама, Екатерина II даровала Кунце привилегию на его изготовление. И начиная с 1789 года в Россию ежегодно отправлялось 300 тысяч керамических бутылочек этого напитка. Так появился лечебный бальзам "Рижский" ("Кунце") крепостью 16% об. В его состав входило 75% ароматической воды, 22,5% спиртовой настойки и 2,5% настойки шафрена. Для получения ароматической воды композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа, коры корицы заливали смесью 87%-ного спирта и воды и настаивали 24 часа, а затем дистиллировали и отбирали 200 мл ароматической воды. "Рижский" черный бальзам до сих пор выпускают и по-прежнему разливают в керамические бутылки, которые удачно защищают содержимое от света и резкого перепада температур. Кстати, производители шведских бальзамов так же предохраняют свою продукцию от солнечных лучей, разливая бальзамы в "аптечные" склянки из темного стекла. Конечно, в настоящее время бальзамы создаются специалистами по производству алкогольных напитков, и подавляющее большинство из них не проходит фармакологических и клинических испытаний. Однако любые бальзамы могут быть полезными при переутомлении, недомогании и слабости, многие благоприятно действуют на иммунную систему. В рецептуры многих бальзамов входят такие компоненты, как лимонник, элеутерококк, женьшень, левзея, аралия. Эти растения облегчают адаптацию организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и повышают жизненный тонус. Однако следует учитывать, что растения типа женьшеня или элеутерококка не показаны при некоторых заболеваниях (например, при новообразованиях). Бальзамы могут быть полезными при легких желудочно-кишечных расстройствах, так как в их составе всегда есть набор вяжущих средств и антисептиков. Специалисты полагают, что тенденции в развитии бальзамов очевидны - в будущем они будут разрабатываться с определенной лечебной направленностью. В любом случае перед употреблением бальзама стоит внимательно ознакомиться с его составом, чтобы эффект от его употребления действительно оказался целебным. Чаще всего бальзамы добавляют в чай или кофе - одну - две чайные ложки на чашку. Если же бальзам подается в качестве аперитива или дижестива, их пьют из маленьких рюмок или стопок. В коктейли бальзамы добавляют в очень малых дозах - буквально несколько капель, чтобы не перебивать запах и вкус остальных компонентов. Зарубежные бальзамы За рубежом напитки, по сути являющиеся бальзамами, называют биттерами, от английского bitter - горький. Самый знаменитый из зарубежных бальзамов - венгерский "Уникум" (Unicum), изготавливаемый с 1790 года, - производители именуют вообще горьким ликером (Bitter Liqueur). Он вырабатывается с использованием чистого этилового спирта, ликера, сахара, карамели и настоя, приготовленного из более чем сорока целебных трав. Что же касается "шведских бальзамов", таких как оригинальный шведский большой горький "Бальзам Биттнера", "Шведская горечь", горький "Бальзам Маурера",то все они - представители большого класса спиртовых экстрактов "горьких" трав, производимых преимущественно в Австрии. "Бальзам Биттнера" - наиболее известный из шведских бальзамов в России - представляет собой целительный настой из 24 трав, произрастающих в альпийском заповеднике Гуркталь. Что касается "Бальзама Маурера" (Maurer'' balsam) - он известен более 300 лет, а массовое его производство началось с 1832 года. Вырабатывается этот напиток из 32 лекарственных растений (дягиль аптечный, камфора, колючник, манна, шалфей и др.). В городе Клагенфурт есть даже памятник бальзаму Маурера. А бутылочка этого бальзама - один из самых популярных сувениров, покупаемых туристами в Австрии. Также в мире получили распространение горький американский бальзам "Абботс" (Abot''s Bitters), выпускаемый в США фирмой "C.W. Abbot" (г. Балтимор), и весьма известный "Бокерс" (Bokers). Крепкий и довольно редкий напиток, производимый в небольших количествах. Российские бальзамы Производство алкогольных и безалкогольных напитков с использованием трав, кореньев, цветов имеет на Руси такую же древнюю историю, как и производство водок. Русским словом "водка" уже в XVI веке стали называть спиртовые вытяжки целительных сборов, а также многие привозные лекарства. Довольно быстро простой народ на Руси признал в водке универсальное медицинское средство - чудодейственный бальзам. Она продавалась в аптеках и отличалась от других медицинских средств непомерно высокой стоимостью, так как еще в первой половине XVII века на Руси - в Москве - Была всего одна аптека, отпускавшая водки исключительно по челобитным. "Вели, государь, - пишет один из просителей, - дать мне для моей головной болезни из своей государственной аптеки водок - свобориновой да финиколевой..." Среди народа бережно собирались и записывались старинные рецепты снадобий. Различные "Травники", "Лечебники", "Прохладные вертограды" (особые рецептурные сборники) были достаточно распространенным явлением. Вероятно, одно из первых дошедших до нас письменных свидетельств о бытовавших в старину на Руси рецептах производства травяных настоев содержит в себе "Домострой" - знаменитый литературный памятник XVI века. Сегодня почти во многих частях России и СНГ производят бальзамы, ведь грех не обратиться к богатому растительному и минеральному местному сырью: травам со склонов Южного Урала и липовому башкирскому меду (бальзам "Башкортостан"), или ценным лекарственным растениям, распространенным в Горном Алтае ("Горно-Алтайский" бальзам), или настою пантов, то есть рогов марала (бальзам "Енисей"), грецкому ореху молочно-восковой зрелости и морсу айвы и персика (бальзам "Дагестан"). Ведущими компонентами в бальзаме могут быть виноградный сок, морс граната и мандарина, зеленый грецкий орех, маслины и зеленый чай (бакинский бальзам "Гобустан"), семена и листья лимонника китайского, листья элеуттерококка и женьшеня ("Уссурийский" бальзам), облепиховое масло и лепестки чайной розы (душанбинский бальзам "Шифо") или плоды буниума и зизифора ("Самаркандский" бальзам). "Глотнув настойки, он Елену во всех усмотрит непременно", - убедившись, что Фауст отведал живительного бальзама, пообещал Мефисто, имея в виду легендарную древнегреческую красавицу. К сожалению, сегодня стопроцентной гарантии применение бальзама в таком случае не дает, хотя, как сказано еще в Домострое, "всякую мокрость вредительную" и "немощь печальную", скорее всего, бальзам изгнать поможет. Елена Крживицкая |